Департамент образования Орловской области
Управление образования, спорта и физической культуры администрации города Орла
МКДОУ "Детский сад №13 компенсирующего вида"
OBR57.ru

Игры и упражнения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА)

Игры и упражнения для развития моторики руки.

  • "Моем ручки" - дети поочередно круговыми движениями охватывают кисти правой и левой руки. 
  • "Надеваем перчатки" - проводим от ногтя до основания каждого пальца правой руки собранными вместе всеми пальцами левой руки (и наоборот) начиная с большого пальца. 
  • "Снимаем варежку" - начинаем движение у основания кисти (охватываем поочередно правую и левую руку) и доходим до кончиков пальцев. 
  • "Идет коза рогатая" - все пальцы кроме среднего и указательного сжаты в кулак. При этом кисть вытянутой руки поворачивают поочередно вправо и влево. 
  • "Зайчик шевелит ушками" - указательный и средний пальцы направлены вверх, их поочередно сгибают и разгибают (остальные при этом все время сжаты в кулак). 
  • "Здравствуй пальчик!" - в этом задании нужно поочередно коснуться большого пальца указательным, средним, безымянным пальцем и мизинцем. Когда дети смогут запомнить названия всех пальцев, можно усложнять и конкретизировать задания, меняя последовательность касаний. 
  • "Нарисуй в небе солнышко" - указательным пальцем «рисуем» круг, используя при этом как правую, так и левую руку. В дальнейшем можно делать это упражнение одновременно двумя руками. 
  • "Мячики"- легкие и безопасные, их можно скатать из фольги или бумаги. 
  • "Маракасы"- в небольшие пластиковые бутылки насыпаем мелкие предметы: бусинки, камешки, монетки, семена. Вместе с ребенком можно просто наполнять бутылочки и закручивать их, а можно усложнять задачу: смешать наполнители в кучу и раскладывать каждый вид в «свой сосуд». Каждый из них будет иметь свой «голос», кроме того, через прозрачные стенки интересно отдыхая рассматривать содержимое!
  • "Шуршарики" - теперь наполняем мелкими предметами слегка надутые шарики, один оставляем пустым. Ощупываем и отгадываем: «что внутри?»

 

Массаж пальцев рук.

Можно выполнять массаж со следующим материалом:

 

  • зубной щёткой,
  • массажной расчёской,
  • карандашом, фломастером,
  • различные мячики, шарики,
  • грецким орехом.

 

Упражнения с мячами, шариками

 

  • учить захватывать мяч всей кистью и отпускать его;
  • катать по часовой стрелке;
  • держать одной рукой-другой и выполнять ввинчивающие движения, пощёлкивания, пощипывания;
  • сжимать и разжимать;
  • подбрасывать и ловить.

 

 

Игры с крупами

Способствуют развитию мелкой моторики, чувственного восприятия, закрепление цвета, формы, мышления.

 

  • Массаж ладоней при помощи горошины или фасоли,
  • пересыпание крупы из одной ёмкости в другую (баночки, миски, стаканчики, коробочки),
  • «волшебный мешочек» - угадывание на ощупь (различные крупы),
  • «Сухой бассейн» из фасоли и гороха,
  • выкладывание геометрических или растительных орнаментов по опорным точкам,
  • выкладывание фигурок людей и животных, цифр, букв.

 

 

Игры с водой и песком

Игры с водой хороши тем, что позволяют даже незначительным движением – шлепком по воде – привести в движение и саму воду, и предмет, положенный в нее. Хорошо играть с предметами разными по плотности: одни будут плавать, а другие «утонут». Те из них, что будут издавать звуки, с одной стороны, привлекут внимание, с другой – будут способствовать сенсорному восприятию.

Игры с песком разовьют и усовершенствуют тактильную чувствительность и моторику кисти, привлекут и удержат внимание ребенка своей динамичностью. Перемешивание и пересыпание, заполнение песком предметов, смешивание с водой и даже просеивание через сито – эти нехитрые манипуляции успокоят и принесут положительные эмоции в любом возрасте. Способствуют развитию мелкой моторики, тактильные ощущения.

 

  • «закапывание» игрушки, предмета,
  • поиск «клада»,
  • различные изображения (рисование) на песке,
  • работа с пипеткой (всасывание воды пипеткой),
  • раскрашивание воды (опыты с водой),
  • поделки с применением песка.
  • произвольно отпустить игрушку из руки в воду (по инструкции: «Дай»);
  • вынуть - вложить игрушку самостоятельно или с помощью взрослого;
  • покатать машину, мяч, кораблик по воде;
  • собрать из воды мелкие предметы двумя пальцами, варьируя вес, форму и величину предметов

 

 

Игры с резинками и ленточками, проволокой

Способствуют развитию мелкой моторики, ловкости пальцев рук, внимания, усидчивости, терпения; развитие чувства цвета, размера.

 

  • Складывать ленточки,
  • наматывать на палочку,
  • брать резинку со стола различными пальчиками,
  • растягивать резиночку разными пальцами рук

 

 

Куклотерапия, пальчиковый театр

Способствует развитию мелкой моторики, творчества, ловкости, ориентировки в пространстве, сочетать движения с речью, развитие творческого потенциала.

 

  • вождение куклы,
  • одевание куклы на разные руки,
  • имитация движений и речи.

 

 

Игры с прищепками

Способствует развитию мелкой моторики, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, развивает чувственный опыт.

 

  • перекладывать с одной руки в другую,
  • доставать прищепки из корзинки,
  • прищепками «кусать» поочерёдно ногтевые фаланги,
  • «сушим платочки» (развешивание платочков на верёвочку),
  • «добавлялки» подбираем недостающие детали для предметов, (например, для ежа – иголки, для солнца – лучики, для дома – крышу и так далее),
  • подбирать прищепки по цвету одежды, ткани.

 

 

Работа с кольцами.

На столе стоит деревянный стержень и лежит несколько одинаковых по размеру колец. Ребенку предлагается поочередно надеть эти кольца на стержень. Предварительно взрослый объясняет и показывает, как надо выполнять эти действия.

 

Работа с кубиками.

Перед ребенком выставлено несколько кубиков одинакового размера. Малыш должен после объяснения и показа самостоятельно поставить кубики один на другой, чтобы получилась башенка, затем домик и др.

 

Работа с деревянными игрушками.

На столе разложены складные деревянные матрешки, пирамидки, коробки. Взрослый вместе с ребенком внимательно рассматривает эти предметы. Затем ребенку показывают, как открывается игрушка, как ее можно разбирать, собирать и закрывать. После объяснения и показа взрослый предлагает ребенку выполнять действие самостоятельно.

С шариками.

На стол ставят пустую коробку, с обеих сторон от нее кладут несколько шариков. Взрослый берет один шарик, который находится с правой стороны от ребенка, и бросает его в коробку, а потом предлагает ребенку сделать так же.

При этом необходимо определить, насколько ребенок владеет той или другой рукой, как он схватывает шарик.

Предложите детям следующие задания:

 

  • Легко нажимать тремя пальцами на грушу пульверизатора, при этом получаемую направлять струю воздуха на ватку так, чтобы она плавно двигалась по столу.
  • Между указательным и средним пальцами натянуть тонкую круглую резинку. Перебирать эту резинку указательным и средним пальцами другой руки (как струны гитары).
  • Сжимаем пальцы в кулак, затем поочередно сгибаем и разгибаем каждый палец при остальных собранных в кулак. Повторять до 10 раз.
  • Сжатыми в кулак кистями сделаем круговые движения влево и вправо. Повторим круги в ту и в другую сторону 10 раз.
  • Разведем прямые пальцы и, начиная с мизинца, последовательно сгибаем пальцы в кулак. Потом, начиная с большого, возвращаем их в исходное положение.
  • Поочередно сгибать пальцы правой руки (левой руки), начиная с большого пальца.
  • Согнуть пальцы правой (левой) руки в кулак, поочередно их выпрямлять, начиная с мизинца и начиная с большого.
  • Брать крупные предметы, различные по весу, материалу, форме игрушки всей кистью;
  • Брать предметы сразу двумя руками (меняют фактуру, объем, вес этих предметов).

 

 

Игры с платочком

- На столе лежит платок в развернутом виде. Ребенок кладет руку на середину платка ладошкой вниз, все пальчики раздвинуты. На слова педагога «дружно пальчики сведите» и платок в ладонь возьмите». Ребенок сдвигает пальцы, захватывает платок между пальцами. То же самое проделывается другой рукой.

- «Змейка».

Руки, согнутые в локтях стоят на столе. На слова педагога « змейка быстрая ползет, поиграть ребят зовет» - дети направляют платочек между мизинцем и безымянным пальцем, заводят платок между безымянным и средним, далее протягивают между средним и указательным. Заканчивается протягивание между указательным и большим пальцами, «змейка» ползет справа налево и обратно, начиная свой путь между большим и указательным пальцем и т.д. Направление движения «змейки» будет зависеть от той руки, двигательная функция которой наиболее сохранена.

- «Комочек».

Платочек в развернутом виде лежит на столе. Ладонь руки кладется на угол платка. На слова педагога «и-и-и... комкать, комкать, мять наши ручки не унять» – ребенок начинает комкать платок так, чтобы он весь оказался в кулаке.

 

Задания на развитие мимики лица у детей с ДЦП:

  • взрослый должен демонстрировать малышу, как принюхивается щенок, прислушивается птица, как кошка выслеживает мышку. Затем следует попросить ребенка повторить увиденное;
  • продемонстрировать удивленные глаза, попросить повторить; 
  • описать момент счастья и удовольствия, показать, как радуется ласке котенок, а щенок – вкусному угощению; 
  • описать ощущение боли, продемонстрировать боль в животе, плач, чувство холода; 
  • показать момент отвращения: пусть малыш представит, что пьет горькое лекарство или ест лимон;
  • объяснить, что такое злость, показывая сердитого человека; 
  • продемонстрировать чувство страха, потери родного дома или родных людей; 
  • развивать чувство стыда и вины за свои поступки, научить просить прощения.

 

 

Комплекс упражнений для детей с ДЦП.

 

Занятия, развивающие навыки движения:

  • ребенок сидит на корточках, взрослый становится перед ним так же, кладет ручки ребенка на свои плечи и, придерживая его у пояса, пытается поставить малыша на колени; 
  • ребенок стоит на коленях, взрослый поддерживает его подмышками и наклоняет в разные стороны. Такой прием позволяет ребенку научиться распределять нагрузку то на правую, то на левую ножку; 
  • взрослый стоит позади стоящего ребенка, придерживая его подмышки, и мягко толкает своими коленями подколенные впадины ребенка, заставляя его присесть; 
  • ребенок сидит на стуле, взрослый стоит напротив него, зафиксировав его ножки, прижав ступни к полу. Взрослый берет руки ребенка и вытягивает их кпереди и кверху, что заставляет малыша встать; 
  • придерживая ребенка, просить его постоять попеременно на каждой ножке, стараясь сохранить равновесие; 
  • подстраховывая ребенка за руки, производить толчки и тянущие движения в разные стороны, заставляя ребенка сделать шаг.

 

Занятия для нормализации суставных функций:

  • ребенок лежит на спине, одна ножка вытянута, а другую следует постепенно приводить коленом к животу, после чего вернуться в первоначальное положение;  
  • ребенок лежит на боку, при помощи взрослого медленно отводя бедро то в одну, то в другую сторону. Колено при этом согнуто; 
  • ребенок лежит на спине, попеременно поднимает и опускает ножки, сгибая их в колене;
  • ребенок лежит на животе, под грудью подложена подушка. Взрослый приподнимает ребенка за верхние конечности, разгибая верхнюю часть туловища.

 

Занятия для мускулатуры живота:

  • ребенок сидит на стуле, взрослый помогает ребенку наклониться вперед. Возврат в исходное положение малыш должен проделать самостоятельно, либо при небольшой помощи взрослого;
  • ребенок лежит на спине, ручки вдоль тела. Необходимо стимулировать попытку малыша перевернуться на живот и снова на спину самостоятельно, не используя при этом ручки;  
  • научить ребенка напрягать мышцы животика, упражнение можно сочетать с глубокими вдохами и выдохами; 
  • ребенок сидит на полу, ножки вытянуты. Помочь малышу дотянуться пальчиками рук до пальчиков ног, не сгибая ножки в коленях;
  • ребенок лежит на спине, взрослый помогает ребенку поднять прямые ножки и довести их, прикоснувшись пальцами пола над головой.

 

Занятия для устранения гипертонуса мышц рук:

  • проводить активные движения кистью ребенка в разных направлениях, изредка потряхивая рукой и расслабляя мускулатуру; 
  • крепко удерживать руку или предплечье ребенка до устранения состояния гипертонуса, после чего покачать или встряхнуть конечность для расслабления.

 

Занятия для мышц ног:

  • ребенок лежит на спине, ручки вдоль тела, ножки привести к животу. Взрослый удерживает голени и поочередно отводит ножки в тазобедренном суставе, сочетая отведения в стороны с круговыми вращениями ноги; 
  • взрослый проводит ребенку сгибательные и разгибательные движения тазобедренного сустава, после этого ребенок пробует удержать ножку самостоятельно.

 

Занятия для поддержания шейной мускулатуры и мышечного корсета туловища:

  • ребенок лежит на спине, а взрослый, приподнимая туловище за подмышки, покачивает его из стороны в сторону, поворачивает вправо и влево, не позволяя ребенку сопротивляться. Точно так же покачивают и голову, придерживая её на весу;
  • ребенок лежит на боку, а взрослый пытается опрокинуть его на живот, либо на спину. При этом малыш должен пытаться не поддаваться толчкам, оказывая сопротивление;  
  • ребенок сидит на стуле, руки и голова расслаблены. Взрослый поворачивает голову в разные стороны, наклоняет вперед и назад, а ребенок пытается максимально расслабить мышцы шеи.

 

Занятия для стабилизации дыхания:

  • попросить ребенка сымитировать глубокое дыхание, задуть горящую свечу, сдуть с ладони перышко. Полезно вместе с малышом надувать воздушные шарики или играть, пуская мыльные пузыри; 
  • отличный эффект можно ожидать, если научить ребенка петь. Схожее действие наблюдается при игре на губной гармошке, свирели, для начала можно использовать обычный свисток; 
  • научить ребенка пускать пузыри через соломинку в стакан воды.
Продолжая использовать сайт obr57.ru, вы соглашаетесь на использование файлов cookie. Более подробную информацию можно найти в Уведомлении об использовании cookie файлов.
Показать меню настроек